Магия фотографии

забава
увлечение
страсть
философия
способ существования
это все - фотография...

Началось все в детстве в дошкольном возрасте, когда во дворе в руках у мальчишек появилась выброшенная кем-то пачка просроченной фотобумаги. Пачка оказалась "большой" - на 100 листов и счастливый обладатель этой находки великодушно поделился со всеми. Досталось несколько листов и мне. Шикарное, захватываюшее дух приобретение!!! Фантики, стеклышки, гвозди, гайки надолго отошли на второй план. Двор сразу был охвачен бурным процессом творчества - если лист фотобумаги выложить на солнце, а сверху на него положить трафарет, то через некотрое время безо всяких реактивов солнечные лучи чернили бумагу, а под трафаретом она оставалась белой... Магия!!!

Через некотрое время во дворе все хвастались друг перед другом необычными картинками, у кого интересней. Силуэты пятерни, листиков клена, ромашек, жуков быстро отошли на вторые-третьи места. Необычнее всего и интереснее получались рисунки, сделанные пальцем, или тонкой палочкой на песке. Если присыпать фотобумагу песком и бороздками сделать рисунок, то полупрозрачность слоя песка создавала светотеневые переходы и такие рисунки смотрелись гораздо интереснее "трафаретов"... Магия!!!

С этого забавного случая и началось мое увлечение фотографией. Поначалу сбережений, сэкономленных на мороженом, хватило только на 20 листов фотобумаги 9х12 и комплект реактивов. О фтопленке и фотокамере речь не шла. Но первые снимки были получены прямо на фотобумагу самодельной "пин-холл" камерой (это сейчас я уже знаю, что такие камеры назывались пин-холл). Печатали фото без фотоувеличителя, контактным способом - фото-негатив прикладывали в темноте к листу свежей фотобумаги эмульсия к эмульсии и просвечивали листы светом. Потом, как обычно, проявляли\закрепляли и получали вполне приличное фото... Магия!!!

Только вот беда - начинать приходилось только с пейзажей\натюрмортов, ведь выдержка при съемке пин-холл камерой на малочувствительную фотобумагу была ооооооочень длииииинной. Человек столько без движения просидеть не мог. Портреты пошли после подарка на день рождения (спасибо родителям) великолепной фотокамеры "Смена 8". Дальше эта "рабочая лошадка" все время была в трудах. Мы с братом увлеклись фотографией довольно серъезно и на это уходили все "свободные" средства. Меня больше увлекал сам процесс создания фотографий - это настоящая Магия!!! Хотя и результаты - сами фотографии, были очень даже ничего, нравились всем. Постоянный "зуд" экспериментов меня уже не оставлял. Фильтры, насадки, всякие приспособления для стереосъемки, съемка стереослайдов, съемка и печать в цвете, ФЭД-3, Киев-17, объктивы, макрокольца, реверсивное кольцо... Магия!!!

Так получилось, что переход в цифровую эру фотографии я пропустил. Пару десятков лет было не до фотографии. Но очнувшись и вернувшись к "фотожизни" я обнаружил огромный простор для творчества и экспериментов - персональные компьютеры и цифровая обработка изображений. Но на этот раз страстью к экспериментам и технической стороне процесса я быстро "переболел". Растровые, векторные, редакторы трехмерной графики, HDR, HDF, сборка многорядных панорам, подавление шумов - все это стало наряду с фотокамерой просто набором инструментов для реализации своих художественных задумок. Больше стало "цеплять" именно то, какое настроение создает фотография, какую идею, какие эмоции хотел автор донести до зрителя. Как зрительными образами даже на одном снимке можно создать небольшую историю, рассказ, новеллу. И здесь уже работают другие "рычажки" - светотеневые массы, цвет, пропорции, линии, формы, фактуры.... Магия!!!

Зрительные образы и их воздействие на подзознательное - вот захватывающая и безграничная облась познания, гораздо более интересная и непредсказуемая, чем самые современные технические "фишки". Многомегапиксельные картинки, террабайтные хранилища, гигабитные каналы связи, гигагерцовые многоядерные процессоры, изощренные оптицеские схемы современных объективов, сверхвысокоинтеллектуальные алгоритмы обработки графики - все это лишь набор инструментов современного фотографа. И сами по себе все эти достижения теряют ценность и смысл, если не работают на конечный результат - создание яркого, эффектного, выразительного, захватывающего рассказа из зрительных образов.

Общение между людми посредством зрительных образов - новое эсперанто современного мира, новый зарождающийся универсальный язык, который будет стирать ограничения обычных языков. И каждый фотограф и художник невольно приобщается к общению на этом языке, в большей или меньшей степени совершенствуется в этом языке и в какой-то степени участвует в формировании универсальности этого языка.

Человек - существо социальное, отсутствие общения на него действует угнетающе и наоборот, активное общение с другими, дает личности энергию. А потребность делиться своими впечатлениями и эмоциями становится такой же потребностью, как и прием пищи. Те кто хоть немного владеет языком зрительных образов и умеет передавать через изображения свои идеи, настроения, впечатления, эмоции получает неповторимое удовлетворение от общения с другими людьми.

Изучайте фотографию, учитесь рисовать, обучайтесь изобразительным исскуствам. Это тот приятный груз, который не отягощает и будет уже навсегда с вами...

Борис Веремеенко